Регистрация
Техническая библиотека

Когда нужно менять цепь?

Андрей 19-11-2023, 13:38 62 Статьи

Объяснение износа велосипедной цепи или как узнать, когда следует заменить велосипедную цепь.

Свободный перевод статьи, опубликованной на сайте bikeradar.com с моими фотоматериалами, сносками и дополнениями.

В этом руководстве мы рассмотрим, что такое износ цепи, почему важно за ним следить и как не допустить чтобы в скором времени он не привел вас к преждевременной трате денег.

Из каких частей состоит цепь?

Велосипедная цепь состоит из множества отдельных деталей.К ним относятся штифт (также известный как пин), внешние звенья, внутренние звенья, втулка и ролик. В большинстве современных цепей втулка интегрирована с пластиной внутреннего звена и удерживается на круглом ролике.

Каждое звено цепи соединяется со следующим, чередуясь внутренними и внешними пластинами. Одно целое звено цепи состоит из полузвеньев — внешнего и внутреннего. 

Расстояние между штифтами цепи составляет 0,5 дюйма (12,7 мм). Это «шаг» цепи который является промышленным стандартом для многоскоростных велосипедов. В этой статье мы будем рассматривать цепи для многоскоростных велосипедов.

Что такое износ цепи?

Под износом цепи часто подразумевают растяжение цепи, потому что шаг между изношенными звеньями увеличивается.

Как правило износ цепи происходит тогда, когда шаг увеличивается на 1%  по сравнению с первоначальной длиной - 0,5 дюйма (12,7 мм).

Скорость износа цепи зависит от множества факторов. 

Перечислим наиболее очевидные: 

  1. дисциплина, в которой вы катаете; 
  2. рельеф местности; 
  3. класс цепи (бюджетная или технологичная);
  4. перекос цепи
  5. правильность и своевременность переключения передач.

Но, возможно, самым главным фактором является то, как вы обслуживаете цепь.

Почему меня должен волновать износ цепи?

Не допускайте подобного загрязнения цепи

Не допускайте подобного загрязнения цепи, потому, что это приведет к износу других компонентов трансмиссии

Износ цепи приведет к плохому переключению передач и потере эффективности. Кроме того, сильно изношенная цепь слабее, а в порванной за 20 км от дома цепи мало чего есть забавного :)

Если же у вас трансмиссия высокого класса, то помимо вышеперечисленных неприятностей, езда на сильно изношенной цепи определенно будет вам стоить значительных затрат на приобретение новой трансмиссии. Изношенная цепь может привести к преждевременному износу задних звезд и, в конечном счете, износу передних звезд или единственной передней звезде. В любом случае, если вы катаетесь без спонсорской поддержки и службы механиков — вывод один: дешевле следить за цепью.

Новая цепь с шагом 0,5 д.йма, сконструирована таким образом, чтобы глубоко заходить на звезды. Даже при незначительном увеличении длины, цепь заходит выше по зубу звезды, естественно, постепенно его изнашивая. А слишком сильный износ приведет к тому, что цепь начнет проскакивать через гладкую форму зуба. Пример изношенности зубов звезды можно видеть на фото ниже.Не допускайте подобного загрязнения цепи

Не допускайте подобного загрязнения цепиА это выдержка из "Руководства по дилерской поддержке" от компании Shimano. Я позволил себе желтым цветом выделить эффективный способ продлить жизнь трансмиссии. Как видите чудес нет. Нужно просто брать щетку, тряпку и чистить цепь и звезды как можно чаще. 

Принято считать, что задние звезды выдерживают три замены цепи. Естественно, при условии, что цепи менялись до критического износа.

Как измерить износ цепи?

Не допускайте подобного загрязнения цепи

Износ цепи лучше измерять при помощи специального инструмента - калибра, но можно использовать линейку или рулетку.

Новая цепь должна иметь ровно 12 дюймов в двенадцати звеньях при измерении от середины первого штифта до середины двенадцатого штифта. Для изношенной цепи принимается значение удлинения между звеньями в 1%. Однако вам следует заменить цепь до этого момента.

Таким образом, любые показатели после 12 и 1/16 дюйма (0,5%) будут говорить о том, что цепь пора менять. А после  значений 12 и 1/8 дюйма (1%) уже становится понятно, что цепь изношена, и, вероятнее всего, придется менять задние звезды.

Использование рулетки или линейки для замеров – вполне себе способ, но не самый простой. Существуют специальные инструменты для измерения износа цепи. Например калибры. Как правило у них несколько значений — 0,5%, 0,75% и 1%. Есть механические калибры с более частыми значениями. Топовый инструмент от KMC имеет цифровую шкалу.

Следует заметить, что не все калибры совместимы с цепями SRAM, которые компания использует в своих 12-скоростных трансмиссиях eTap AXS. Это связано с тем, что в цепях применяются ролики большего диаметра. У SRAM есть документ о совместимости, в соответствии с которым инструменты будут показывать правильное значение.

Как часто вы должны заменять цепь?

Разные цепи имеют разные пределы износа, а поскольку трансмиссии теперь предлагаются до 13 звезд сзади, степень износа цепи может сильно разниться.

Цепи 5-6-7-8-9-10-ти скоростных трансмиссий следует менять при значении калибра 0,75%. Если цепь растянута до 1%, придется заменить задние звезды. Цепи 11-12-13-ти скоростных трансмиссий следует менять при значении 0,5%. При значении 0,75% следом за цепью меняем и задние звезды.

Примечание от Wildbike.by: Еще в 2022 году компания Park Tool указывала в инструкции к своему калибру CC-2, что для 10-ти скоростной трансмиссии цепь следует менять при значении 0.5%. Почему в инструкции сейчас 0,75% — не понимаю. В этом фотоотчете я заменил одну, самую маленькую звезду в кассете электровелосипеда потому, что цепь проскакивала, но калибр Park Tool CC-2 показывал значение чуть более 0,5%. Выводы делайте сами.

Цепи изнашиваются неравномерно, поэтому для более точного представления об износе, измерения следует проводить на не менее чем на 3-х участках цепи.

Если вы дочитали до этого момента, вы уже точно понимаете, что регулярная чистка велосипедной цепи предотвращает накопление загрязнений, которые, в свою очередь действуют как шлифовальная паста (абразив) на элементы трансмиссии и ускоряют износ.

Что делать если цепь уже изношена?

Не допускайте, чтобы ваша трансмиссия дошла до такого состояния.

От того, насколько изношена ваша цепь будут зависеть варианты дальнейших действий. Если ваша ситуация похожа на ту, что изображена на фото выше — замена цепи не поможет. Придется менять цепь, задние и передние звезды. Если продолжить ездить с такой цепью, в одну из поездок она порвется. Как это будет далеко от дома зависит от вашего везения.

Если износ цепи совсем немного превысил допустимое значение, возможно вам достаточно заменить цепь. Установите новую цепь и попробуйте поездить в горку или в песке создавая нагрузку. Если вы почувствуете проскоки цепи — значит необходимо менять задние звезды. 

Если вы не поменяете звезды и продолжите ездить на новой цепи и старой кассете — цепь преждевременно износится.

Есть исключения из правил. На бюджетных велосипедах с 5-6-7 скоростной трансмиссией с экономической точки зрения можно позволить изнашиваться и цепи и звездам вместе до состояния «пока крутятся». А после заменить все за один раз. 

В любом случае, прежде чем принимать какую-то стратегию по замене цепи, следует узнать доступность и стоимость всех компонентов трансмиссии в вашем регионе.


Какой калибр лучше?

На рынке существует множество разных инструментов для измерения цепи: 

  • в виде простого шаблона, но на разную длину цепи
  • в виде инструмента с подвижной частью и шкалой значений
  • в виде цифрового индикатора (самый дорогой вариант)

Все они работают одинаковым образом — измеряют расстояние. 

Калибры цепи от Shimano и Pedro's определяют износ ролика посредством замера износа штифта в том же направлении и считаются действительно точными для цепей всех брендов и скоростей.

Park Tool CC3.2 – толкает ролики в противоположном направлении. Shimano CN42 – толкает ролики в том же направлении. Следовательно, не допускает износ пина

В действительности существует лишь одна признанная универсальной единица измерения: шаг, или расстояние от одного пина до другого (0,5 дюйма). Диаметр ролика с внутренней и с внешней стороны, диаметр заклепочного пина, размер отверстия во внутренней пластине, через которую проходит пин, и количество промежутков между пином и пластиной, а также сами пластина и ролик могут немного отличаться от модели к модели.

Цифры на многих индикаторах износа цепи могут «мутить воду», т.к. могут показывать миллиметры удлинения, процент износа, или процент растяжения. Поэтому, когда инструмент говорит вам, что пора менять цепь на 0,5, он может иметь ввиду любой из трёх показателей». Исходя из мнений и сомнений, которые плодятся на форумах интернета я рекомендую проверять новый калибр на совершенно новой цепи и желательно не бюджетной. Для мастерских это не проблема, а частнику нужно подойти к механику и попросить об одолжении проверить калибр.

Натяжение цепи так же может повлиять на показания калибра, потому что чем больше вы натягиваете цепь, тем выше показания износа. В некоторых новых инструментах для проверки цепей, таких как CC-4 от Park Tool, показания, которые выдает инструмент, также зависят от давления руки.

Грязная или обильно смазанная цепь, скорее всего, будет менее изношенной, чем чистая, поэтому для наиболее точного определения износа стоит почистить цепь.

На снимке выше 11-скоростная цепь. Проверка калибром от Park Tool показывает, что износ составляет 0,75% (калибр полностью лег на цепь)

Калибр Shimano CN-42 подтверждает, что цепь изношена.

Проверка цифровым калибром KMC доказывает износ цепи и еще говорит о том, что, возможно владелец опоздал с заменой.

При сравнении измерителя CN-42 от Shimano с приборами Park Tool CC-3.2 и KMC Digital мы пришли к выводу, что результаты в целом схожи: износ составляет около 0,75%. Для идентичной цепи Shimano Ultegra с 11 скоростями проверка цепи прибором KMC Digital показала 0,89%.

Так насколько часто нужно менять цепь?

В конечном итоге, лучше заморочиться и более точно проверить цепь на износ с помощью специального инструмента, чем не делать этого. Какой инструмент выбрать — решать вам. Кому-то достаточно простого шаблона и периодического контроля цепи. Кто-то предпочтет не мелочиться и приобрести KMC Digital за приличную стоимость и быть наверняка уверенным в показаниях. Как всегда истина где-то посередине.

Такие производители, как KMC, SRAM, Park Tool и Abbey Bike Tools, все согласны с тем, что отметка 0,5 % на большинстве калибрах цепи – самый удобный момент для замены цепи, чтобы предотвратить излишний износ кассеты. Вы можете продлить его до 0,75%, но вы рискуете, т.к. все калибры разные.

Лично для меня сразу понятно, что нужно менять 10-11-скоростную цепь, когда показатель на электронном калибре КМС - 0,4 мм или 0,5 % на Park Tool CC-3.2. Для меня калибры, подобные Shimano CN-42 (несмотря на известную его точность на разных брендах /скоростях), старому Park Tool CC-3 и др. не обеспечивают такого раннего сигнала и показывают уровень износа только тогда, когда, на мой взгляд, уже поздно, чтобы обеспечить сохранность кассеты.

Замена цепи это как выбор шин или крема для тела – у каждого свое мнение. Зациклиться на мелких деталях легко: когда цепь износилась, какие показатели дает тот или иной калибр. Как ни крути, но даже температура играет свою роль – приставьте холодный калибр к цепи, лежавшей на солнце, и его значения будут неправильными. Когда бы у вас ни возникло сомнение относительно износа цепи, лучше замените ее — в долгосрочной перспективе это сэкономит вам деньги. Но самое важное, что должен понять любой велосипедист, это то, что в долгосрочной перспективе самый экономный способ позаботиться о трансмиссии – это содержать цепь в чистоте и смазывать, а также заменять до момента, когда цепь будет изношена.


Материал периодически дополняется как по мере появления новых знаний и инструментов, так и по мере развития технологий в производстве цепей.

Похожие новости

Как и когда чистить и смазывать цепь

Займемся изучением мат.части, а именно как и когда чистить и смазывать цепь. Мой ответ Вас удивит:

23.06.21 Статьи
Обслуживание цепи велосипеда

Рассмотрим процедуру проверок и регламент технического обслуживания велосипедной цепи

21.07.21 Статьи
Цепи для электровелосипедов

Ниже перечислены цепи для электровелосипедов самых известных брендов: Shimano, KMC, Connex

06.11.23 Статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Copyright © 2014-2023 WildBike.by. Все права защищены. Копирование материала допускается только с активной ссылкой на WildBike.by

Система Расчет
Закрыть